Версия для слабовидящих
логотип
Город Симферополь Республика Крым

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №27 им.В.Ф. Маргелова" г.Симферополя



simf27.znaet.ru / Педагогический состав / Руденко Елена Васильевна / Публикации / К вопросу о специфике жанра художественной биографии. Традиции и новаторство.
Главная страницаКарта сайта



Единое окно доступа к образовательным ресурсам


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

К вопросу о специфике жанра художественной биографии. Традиции и новаторство.

Руденко Е.В.

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ЖАНРА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ БИОГРАФИИ. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО.

(ПЛУТАРХ - АНДРЕ МОРУА)

В данной работе биография рассматривается как жанр художественной биографии, в котором прослеживается соотнесение традиций и новаторства биографических произведений, посвященных известным политикам античности и классикам французской литературы.

Ключевые слова: жанр художественной биографии, традиции, новаторство, Плутарх, Андре Моруа.

Наряду с различными литературными жанрами существует и такая область литературы, которая мало изучена, и является спорной, куда по праву можно отнести жанр биографии. Что такое биография – наука или искусство? Цель данной работы – это попытка рассмотреть современное состояние вопроса о жанре художественной биографии, выяснить основные причины интенсивного развития этого жанра, и, на основании сопоставительного анализа творчества античного биографа Плутарха и более современного Андре Моруа, проследить соотношение традиций и новаторства в их биографических произведениях. Как наследует их современная биография и что нового она внесла в развитие жанра. Были взяты для сравнения труд Плутарха «Сравнительные жизнеописания» и произведения классика художественной биографии Андре Моруа «Прометей или жизнь Бальзака».

Методологической основой исследования являются вопросы идеологии и искусства, а также реформа современной образовательной системы. В книгах биографической направленности находят свое воплощение как образы выдающихся людей прошлого, чья жизнь – яркий пример служения человечеству, так и наших современников.

Новизна работы определяется привлечением нового материала по проблемам современного состояния вопроса о специфике жанра художественной биографии, применением сопоставительного анализа творческих принципов представителей античного и современного жанра.

В работе были рассмотрены основные требования, предъявляемые к жанру на основе анализа дискуссий, которые ведутся в отечественной и зарубежной литературе до настоящего времени. При анализе поставлен вопрос о необходимости создания «Теории жанра художественной биографии». При изучении труда известного древнего мыслителя Плутарха «Сравнительные жизнеописания» был сделан вывод, что Плутарх является основоположником жанра художественной биографии, благодаря которому в жанре установились свои литературные традиции. сохраняемые свое значение и в настоящее время. Эти выводы заключаются в следующем:

- Тесная связь биографии с проблемами нравственности.

- Целевая установка на извлечение морального урока на основании знакомства с выдающейся личностью.

- Признание огромного воспитательного значения биографии великого человека.

- Стремление воспитать в читателе высоки моральные качества.

- Умение через образ героя открыть его эпоху.

- Четкая авторская концепция личности героя.

- Использование огромного количества исторических источников.

- Верность исторической правде.

- Широкая эрудиция.

- Увлекательность, занимательность изложения.

- Афористичность художественного стиля.

- Доверительная интонация, раскованность повествования, психологизм.

- Драматическая группировка событий жизни героя.

- Умение создать законченный яркий образ с помощью мозаики мелких штрихов, незначительных на первый взгляд, деталей.

- Стремление и умение изобразить сложность и многогранность человеческой личности.

В чем состоит новаторство Андре Моруа в рассматриваемом жанре?

Новаторские черты его биографических произведений заключаются, на наш взгляд, в следующем:

- Создание новой формы биографии, которая соединяет в себе черты психологического романа и литературоведческого исследования.

- Выбор героя из другого мира: в отличие от выдающихся политических и государственных деятелей, полководцев, которых выбрал Плутарх, героем Моруа является творческая личность – главным образом, это прославленные писатели и поэты.

- Умение показать тесную связь между личной жизнью изображаемого героя и персонажами его произведений, то есть умение создать целостный образ творца и человека.

- Использование выдающихся достижений современных наук, новых научных методов в области психологии, медицины, литературоведения и др.

- Глубокий литературоведческий анализ творчества своих героев.

- Поворот от статичности образов, свойственной античной биографии, к стремлению показать процесс формирования личности, становление характера героя.

- Использование античных мифологических образов для углубленной характеристики главного героя, постижение скрытого смысла его поступков, для придания этому образу титанической основы.

- Переход к тончайшему анализу психологии личности героя.

- Изображение интимных переживаний.

- «Синтез поэзии и правды», то есть создание художественного образа на строго документированной основе.

- Введение документа в художественную ткань биографического произведения.

Отсюда, в творчестве Андре Моруа сложился совершенно новый, особый тип романа-биографии.

Практическое значение работы состоит в том, что жанр художественной биографии является одним из наименее разработанных областей литературы. Материалы данной работы могут быть использованы

Как преподавателями иностранного языка как в средней школе с целью повышения качества преподавания, установления межпредметных связей, повышения интереса к творчеству известных писателей и поэтов мировой литературы, так и в вузовских спецкурсах и спец. семинарах, посвященных анализу биографических произведений, созданных такими мастерами этого жанра, как Андре Моруа, Ромен Ролан, Стефан Цвейг, Юрий Тынянов, Михаил Булгаков, Анатолий Виноградов. При выявлении характера каждого биографа студенты могут руководствоваться такими критериями, как:

- научность биографического произведения;

- историзм, в основе которого лежит понимание роли личности в истории;

- решение проблемы документа в биографии;

- соотношение между документальностью и вымыслом;

- индивидуальные приемы создания характера героя;

- принципы воссоздания его эпох;

- формы проявления образа автора в биографическом произведении.

В связи с реформой образовательной системы активно проводится линия на воспитание и подготовку сознательных, высокообразованных людей. Необходимо выше поднять уровень образования и воспитания молодежи. Решению этой проблемы в значительной мере будет способствовать изучению биографических произведений великих людей, их творческому горению, патриотизму, свободолюбию, их борьбе за высокие гуманистические идеалы.






Список литературы:

1. С. С. Аверинцев «Плутарх и античная биография», Изд., «Наука», М.,

1975.

2. А. Гладков « На полях книги Андре Моруа», Альманах «Прометей» , т.5,

Изд. «Молодая гвардия», М., 1968.

3. А.Моруа «Прометей или жизнь Бальзака», Изд. «Прогресс», М., 1968.

4. Плутарх «Сравнительные жизнеописания», Изд., «Наука», М,. 1964.

5. Тронский «История античной литературы» /раздел о Плутархе/, М., 1984.


К вопросу о специфике жанра художественной биографии. Традиции и новаторство.   К вопросу о специфике жанра художественной биографии. Традиции и новаторство..docx

    Приветствуем вас на новом сайте!

    Дорогие ученики, учителя, родители и все, кто так или иначе связан с
    МБОУ "СОШ № 27" г. Симферополя !
    Спешим сообщить вам, что с 2015 года создается новый  сайт нашей школы. Мы надеемся, что  при вашей поддержке и участии мы сможем сделать его интересным, доступным и информативным. Верим, что сайт поможет вам лучше узнать нашу школу и полюбить её так же, как её любим мы!

    Заходите к нам, узнавайте новости, оставляйте комментарии, смотрите фотографии. Будьте в курсе школьной жизни!

    Старый сайт по адресу http://school27.krimedu.ru с 2015 года не функционирует

    Электронный журнал нашей шкоы


    Телефон доверия

    Круглосуточно на базе ГКУ "Крымский республиканский центр социальной службы для семьи, детей и молодежи" работает Служба детского телефона доверия Позвонить можно с любого стационарного или мобильного телефона бесплатно. Детский телефон доверия +7 978 000 07 38 При звонке на этот номер дети, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь. Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что можно получить психологическую помощь анонимно и бесплатно и тайна обращения гарантируется. Если вы попали в сложную ситуацию, столкнулись с невозможностью решить какие-либо проблемы в семейных отношениях или отношениях со сверстниками, стали жертвой физического, сексуального или психологического насилия, не держите все в себе! Всего один звонок на единый детский телефон доверия +7 978 000 07 38 – и вы получите консультацию со стороны квалифицированного специалиста, который подскажет, что нужно делать в вашей ситуации, поможет снять психическое напряжение и окажет психологическую помощь по любому вопросу.

    .Сайт музея-квартиры В.Ф. Маргелова


    "Ребёнок в опасности"

    В целях профилактики, выявления и пресечения противоправных действий в отношении детей и оперативного реагирования на обращения по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым установлена круглосуточная «горячая» телефонная линия «Ребёнок в опасности»:

    +7-978-909-1111 (мобильный),
    123 (короткий номер),
    8(3652) 500 – 760 (стационарный).
    (За ложный вызов предусмотрена ответственность)

    Граждане, обладающие информацией о том, что несовершеннолетний стал жертвой преступления, могут позвонить на телефон «Ребенок в опасности». Телефонная линия «Ребенок в опасности» является средством прямой связи граждан с органами Следственного комитета Российской Федерации для сообщения информации о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяний в отношении несовершеннолетних.
    Обращения, поступившие по телефонной линии «Ребенок в опасности», рассматриваются в соответствии с федеральным законодательством и организационно-распорядительными документами Следственного комитета Российской Федерации в работе с обращениями.

    Внимание, выпускники!

    Внимание, выпускники! При поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации запущено мобильное приложение «Поступай правильно». Новый сервис обеспечит доступ всех желающих к информации о вузах России, которые ведут набор студентов. Подробнее о сервисе - в боковом разделе "ГИА, ЕГЭ"


    © 2015
      300x250   https://drugoedelo.ru  

    Веб-офис - система управления сайтомредактировать содержание сайта
    Адрес: 295026, ул. Семашко, 15, г.Симферополь, Республика Крым
    Телефон: +38(0652) - 22- 14 - 58
    E-mail: oh_27@mail.ru