Версия для слабовидящих
логотип
Город Симферополь Республика Крым

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №27 им.В.Ф. Маргелова" г.Симферополя



simf27.znaet.ru / Педагогический состав / Тюрникова Елена Владимировна / Публикации. Участие в семинарах вебинарах, конференциях и т.д.
Главная страницаКарта сайта



Единое окно доступа к образовательным ресурсам


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Публикации. Участие в семинарах вебинарах, конференциях и т.д.

3 февраля 2017г. МБУ ДПО "ИМЦ" г.Симферополь

 « Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы в 5-х классах с  использованием современных педагогических технологий и методов обучения»

 

   В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество -  в разрушении личности.

   Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс  духовно-нравственного становления человека, формирования у него:

 • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

 • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости),

 • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

 • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности)

 Давно уже установилось, что приоритетной функцией в школе является воспитывающая.   И в школе должна быть создана такая воспитательная система, которая действует совместно с учебной. Тогда урок становится не только средством передачи знаний, а и средством развития  личности, средством воспитания.

  Сегодня, к сожалению, все чаще, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодежи искажены представления ο доброте,  милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, сопричастности к героической истории Российского государства, верности Родине, готовности служению Отечеству.

    Поэтому очень  важно для нас, учителей, передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе, защитить их от духовной глухоты и деградации.

   Чаще всего воспитание нравственных качеств у ребенка сводится к  ухаживанию   за растениями,  животными, помощи старикам. И это, конечно, правильно. Но суть в ином. Смысл нашего пребывания на Земле - в любви ко всему вокруг: видимому и невидимому, служении ему.
    Как преподаватель русского языка и литературы я считаю, что на уроках необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас все краски  человеческих чувств и взаимоотношений. Размышления над словом, его анализ помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации. Ведь язык - величайший учитель, наставник, он всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, душа, которая     «обязана трудиться и день и ночь».

     На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, я обращаю внимание учащихся на лексическое значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях православно-христианские добродетели.  Практически на каждом уроке, особенно в 5 классе, стараюсь использовать материал из подобранных нравоучительных рассказов, притч. 

   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  предполагает, что одной из целей  изучения литературы должно стать формирование «потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире» (ФГОС). Преподаватели всегда делали акцент над тем, как сформировать потребность в чтении и  как сделать так, чтобы  именно чтение помогало  ребятам находить выход в сложных жизненных ситуациях. И надо признать, что притчи вызывают у учеников большой интерес, так как в этих простых историях обобщён философский опыт, как отдельных людей, так и всего народа.

  Можно обратиться к притче, выбирая текст для изложения с творческим заданием или для сочинения-миниатюры.

  Во-первых, у притчи – маленький объём: можно не беспокоиться о том, что ученики не успеют справиться с работой.   Иногда я даже практикую совсем маленькие изложения или сочинения как часть урока. Ученики тренируют память и учатся   сжимать текст, учатся излагать свои мысли, рассуждают над нравственными проблемами. 

Во-вторых, достоинство притчи – чёткий лаконичный  сюжет. Это особенно важно для учеников 5-х классов. Они должны точно запомнить последовательность событий, понять логику повествования, что, конечно, позволяет тренировать базовые навыки и умения: такие уроки помогают  в формировании «умений писать сочинение, выстраивать его композиционно». В более старших классах ученикам чаще всего приходится иметь дело с текстами публицистического характера. Ученики  учатся размышлять над серьёзными проблемами и делать выводы.

Вот, например, для изложения с творческим заданием подойдет восточная притча «Одна кружка»

Жил один старый аскет. У него не было ничего: ни дома, ни имущества, кроме скудной одежды, которая была на нём и одной кружки, которой он черпал воду из ручьёв, чтобы напиться.
Но вот однажды аскет увидел мальчика, который обогнал старика на тропинке, идущей к ручью. Мальчик подбежал к воде и начал пить её из пригоршни.
Тогда аскет выкинул кружку.

Иногда, я  предлагаю ученикам только первую половину текста притчи, а они должны написать своё продолжение, а потом мы сравниваем с авторским вариантом. Этот вид работы развивает такое очень важное умение, как определение авторской позиции. Ученики уже по завязке сюжета должны попробовать выявить, какая идея может выражаться в тексте. Например, можно использовать начало такой конфуцианской притчи:

Однажды к Конфуцию пришёл ученик и спросил:
— Каковы основные характеристики хорошего правительства?
— Еда, оружие и доверие народа, — ответил Конфуций.
— А если представить, что тебя попросили пожертвовать одним из них, что бы было?

И только после того, как ученики выстроят свою цепочку ценностей и обоснуют свой выбор, они смогут прочитать продолжение:

– Оружие. 
– А если пришлось бы отказаться и от второго?
– Еда.
–  Но без пищи народ бы умер!
– С незапамятных времён смерть была участью человеческих существ. Но народ, не доверяющий своему правительству, действительно пропадёт.

Итак, мы  можем констатировать, что притча на уроках русского языка предоставляет нам возможность, отработать с нашими учениками разные базовые навыки и умения: дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы.  Притча также даёт возможность прикоснуться к народной мудрости, осваивать вековой жизненный опыт. И даже сделать первые шаги в познании политики. Надеюсь, это пригодится ребятам в жизни.

Кроме всего этого  регулярное обращение к жанру притчи поможет учащимся в сдаче ЕГЭ, его часть С.  Ведь они  в экзаменационном сочинении должны определить тему текста, прокомментировать его (т.е. кратко пересказать содержание), понять авторскую позицию – и это всё мы можем отработать, используя тексты притч.

Ученик должен не только  высказать своё мнение, а и суметь  аргументировать его, приведя один аргумент из художественной литературы,  а второй – из жизненного опыта. Думаю, многие со мной согласятся в том, что найти первый аргумент для ребят часто бывает проще, чем второй. Наверное, потому, что на уроках литературы учителя часто акцентируют внимание учащихся на том, к какой теме подойдет пример из того или другого произведения. Однако жизненный опыт старшеклассников невелик, и это естественно в их возрасте.  Зачастую, на ум ученикам, особенно пятиклассникам,  приходят на ум истории   про «одного знакомого мальчика или девочку…», которые часто не выглядят убедительными.

Я советую обращаться к публицистике или жизненным историям знаменитостей. Рекомендую ребятам читать прессу, рубрики, где рассказывается о их ровесниках или об интересных людях.

Понятно, что на экзамене или серьезной контрольной работе зачастую ребята не могут сразу привести нужные примеры.   Моим ученикам я давно объяснила, что составители экзаменационных текстов используют в основном тему нравственных, жизненных ценностей, поэтому я обязательно включаю в свои уроки  работу с маленькими притчами.

  Если мы будем работать с этим жанром постоянно, то даже слабые ученики смогут вспомнить и подобрать подходящий пример. Например, ребенок напишет: «это напомнило мне одну притчу, которую однажды рассказал нам учитель на уроке русского языка…». И он будет искренен в своих рассуждениях.

Тематика  притч  разнообразна. Я использую известный сайт http://pritchi.ru/ , где  есть предметный указатель, благодаря которому легко ориентироваться во всём тематическом многообразии.  Чаще всего на уроках я использую христианские притчи. Вот, например, одна из них:

                                                       Волшебный колодец

В давние времена был в поле волшебный колодец. Подходил к нему человек, опускал ведро, вытаскивал, а в ведре оказывалось то, что было у него на сердце. Сначала люди черпали из него любовь, добро, нежность. У кого что было — то и прибавлялось. Но потом что-то случилось в мире: люди стали всё чаще зачерпывать из колодца зло, зависть, ненависть.

 И решили они, что колодец испортился. И засыпали его. Ведь колодец засыпать легче, чем сердце своё очистить.

А вот один рассказ, который особенно затронул учеников 8 класса - «Три представления о счастье»:

Жили-были на белом свете три друга, и каждый мечтал о своём счастье. Но счастье представлялось им по-разному. Первый думал, что счастье — это богатство, второму счастьем казался талант, а третий считал, что счастье — семья. 
Долго ли, коротко ли, но все они достигли своего счастья. Однако у всего есть конец. Перед смертным часом собрались друзья, чтобы подвести итоги. Первый сказал:
— Богатым я был, а счастья не испытал. Умираю скрягой и человеконенавистником.
Второй сказал:
— Талантливым я был, а счастья не испытал. Ухожу из жизни истерзанный одиночеством.
Третий сказал:
— А я познал, что такое счастье. Ухожу обласканный близкими и оставляю земле самое ценное — новых людей.

  Смысл этой притчи оказался близок для всех в классе и, я думаю, это  поможет  им верно выделить жизненные приоритеты при анализе текста произведения, которое близко по этой теме.
  Хочется отметить ещё одно важное качество притчи: она позволяет  плавно перейти к выводам, которые часто получаются  не просто правильными, но  и зачастую философскими у детей. И когда они это понимают, то радуются своему успеху на уроке.

   Вспомним некоторые высказывания из «ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА» при изучении в 7 классе:

- ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;

- лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д.

     Вот какие важные нравственые советы оставил Владимир Мономах молодому поколению.

А «Домострой» 16 века ?  Это ведь настоящий кладезь, база формирования русской нации. Книга эта наставляла хранить свою веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе чувство уважения к святыням и ГЛАВНОЕ –учила, как нести эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейные отношения.

    Как объяснить детям, почему же в 1918 году этот величайший исторический и литературный памятник  был запрещен? Вот некоторые главы из этой книги:

- похвала женам;

- как детей растить;

- как детям отца и мать любить. и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем

- как дом содержать; даже как щи готовить и т.д. Всего 17 глав.

    

Идея духовного развития человека должна быть в основе воспитания.  

  Русская литература во все времена поражала читателей глубиной поставленных духовных и нравственных проблем. Не одно поколение решало для себя вопросы морального выбора, противостояния добра и зла, верности долгу и предательства, любви и ненависти, чести, достоинства. 
А. С. Пушкин определил идею всего своего творчества следующим образом: «…чувства добрые я лирой пробуждал…». 

   На произведениях русских писателей молодые люди учатся постигать любовь, дружбу, сострадание.     

 Таким образом, любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно- нравственного понимания.

   Кроме того, очень важны в духовно-нравственном воспитании учащихся литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где приходится отстаивать свою точку зрения, уметь довольно быстро отличить подлинные  ценности от мнимых, хорошие и плохие поступки.

    Одно из самых насыщенных нравственными проблемами произведений – повесть «Капитанская дочка». Ее герои проходят трудный путь, в ходе которого и формируются их представления о чести и долге. 
Самый первый урок нравственности заключен уже в эпиграфе к произведению: «Береги честь смолоду».

Сама форма произведения – воспоминания – предполагает, что их автор делится своим жизненным опытом, хочет, чтобы читатель научился на его ошибках. Такое ощущение, что эти записки адресованы в будущее – в наш «жестокий век», с тем чтобы напомнить современным людям о тех нравственных законах, которые часто нарушаются в наше время.

  Чтобы в непринужденной беседе порассуждать на уроке о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье, я стараюсь использовать больше обсуждение: ролевая игра, тренинги, диспуты, которые позволяют в большей мере задуматься в поиске каких-то решений, попытаться высказать свое мнение.

   Тематика духовно-нравственной направленности разнообразна, материал богатый, и это дает некоторое преимущество учителю литературы при подготовке к уроку.

Нельзя, конечно, забывать  и об использовании  разнообразных образовательных технологий на уроке. На уроке в 5 классе, например, я часто использую игровые элементы с применением ИКТ. Например, при изучении сказки «Царевна-лягушка» дети не просто смотрели анимационные отрывки, а и озвучивали роли героев сказки. В первый раз это было непросто, они путались, но потом, сообразив, что от них не требуют точно и дословно воспроизводить монологи, ученики быстро освоились, и теперь это любимый вид работы на уроке. 

Я  заметила, что у пятиклассников вызвало интерес понятие «гордыни». Изучая  и анализируя поступки героев сказок  на уроке, дети сами осознали и пришли к выводу, что это явление соседствует  с такими пороками, как алчность, зависть, гнев. Например, стремление к обогащению (алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных; он завидует (зависть), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то лучше его, он злится (гнев), когда другой человек не признает его могущества.

 Однако, русский язык богат и многозначен, что приводит к тому, что многие взрослые люди путают понятия «гордыня» и «гордость». Что уже говорить о детях.

Хочу прочитать отрывок из сочинения восьмиклассника: «… можно гордиться, например, своим отцом или героическим дедом. Это приятное чувство. А вот, если  человек гордится собой, это плохо. Это уже гордыня, которая может привести к плохим последствиям. Все мы знаем, что это большой грех.  Мне кажется - нехорошо, когда мои ровесники хвастаются дорогими смартфонами, покупками в семье, отмечая как бы свое превосходство перед другими. Тем более, что сами они не приложили к этому ни малейшего усилия, ни старания. Вырасти, заработай сам, а тогда уже и будет чем гордиться.

 Я, например, горжусь своей страной. Горжусь подвигами героев Великой Отечественной войны. Горжусь знаменитыми людьми, спортсменами-олимпийцами, своими родителями, которые добились всего в жизни сами и меня учат тому же…»  «…Я считаю, что чувство гордыни часто лишает человека ответственности за свои поступки, что  влечет за собой порой огромные человеческие трагедии…»

  Важно то, что дети сами начинают понимать, что бездуховность народа – беда в современном обществе.

Поэтому уроки литературы очень благодатны для воспитания духовных ценностей. Именно литература создает, воспитывает в подрастающем поколении  ценности, необходимые человеческой душе.      Изучая художественные произведения вместе с педагогами, дети  не поглощают  негативную информацию, которая изливается через компьютерные и телевизионные экраны, и это не отразится пагубно на его самочувствии. Следует учить их выбирать только позитивную информацию – ту, которая обогащает духовно и наделяет благородными качествами.

   Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, пусть и  прорастают они не вдруг, не сразу. Иногда, к сожалению, не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, совесть станут для них не пустыми словами, то  наши старания не напрасны и время потраченным назвать уже нельзя.

  Задача педагога сегодня- защитить детей от агрессивных идеалов псевдокультурных ценностей. И альтернативой  этому должно стать обращение к духовной культуре наших предков - к православной вере, а этому во многом могут способствовать обычные уроки литературы.


 

 

Выступление на 7 научно-практической конференции учителей русского языка и литературы "Эффективность использования современных приемов и методов на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС"



Создание психологического комфорта для школьника

 «Создание психологического комфорта в       школе»

Слайд 1

1. ПРОБЛЕМА  И  НЕОБХОДИМОСТЬ  ЕЕ РЕШЕНИЯ  В ШКОЛЕ

Отдельному ребенку, подростку, как и, зачастую, целой  семье во  время каких-то жизненных кризисов свойственно искажение  отношения к себе и к окружающему: другим людям и обстоятельствам. Суицидальные представления в этот момент очень распространены.

По данным Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидов и попыток  самоубийств среди молодежи и даже детей. Причем уровень самоубийств  среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия сверстников, взрослых, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются способом разрешить трудную жизненную ситуацию таким неадекватным способом.  И мы понимаем, что своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий. Особенно эффективными могут оказаться превентивные способы воздействия на психологию детей и подростков  в школе и дома в семье.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  Слайд 2-3

Цели:  научить детей и подростков правильно реагировать на свои ошибки, осознавать их; анализировать свои поступки и их последствия,  научить преодолевать трудности и неприятности в жизни,  делать выбор и отвечать за последствия перед собой и окружающими. Помочь наладить контакты со сверстниками и взрослыми, повышать стрессоустойчивость личности.

Поставленные цели достигаются за счёт последовательного решения следующих задач:

1.     Изучение теоретических аспектов проблемы, используя основы психологии, физиологии, психологии, социологии, педагогики  и  доступность информации  в работе с педагогами, родителями.

2.     Выявление детей, нуждающихся в психологической помощи, моральной поддержке  и защите, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

3.     Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

4.     Привлечение различных государственных органов и общественных организаций  для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

5.     Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование  милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

6.     Формирование позитивного образа , уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Слайд 4

Психически здоровой личность может быть только в специально созданных благоприятных условиях, поэтому одним из важных условий психологически безопасной образовательной среды является создание такой  системы в школе, которая бы способствовала  приобретению позитивных навыков действия.

Слайд 5

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.     Работа со всеми обучающимися в школе по формированию стрессоустойчивости и позитива в деятельности

2.     Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации.

3.     Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в психологической, моральной поддержке.

4.     Работа с неблагополучными семьями.

4. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО  СОЗДАНИЮ комфортной среды и психологической безопасности в урочное и внеурочное время

     - Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

- Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

     - Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает   

       не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

- Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

5. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Организованная таким образом работа позволяет осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снижает количество детей с отклонениями в поведении и сводит на нет риск суицидальных попыток.

Плюсы такой системы воспитания и обучения:

·        возможность для психологического раскрепощения школьников, для самовыражения  каждого ученика;

  •  возможность для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
  •  создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования  учебно-воспитательного процесса.

Для профилактики суицидальных мыслей, намерений  в нашей школе мы выделяем  следующие основные принципы деятельности:

1.Формирование «ПОЗИТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ» окружающего мира.

Привитие учащимся понятия того, что  продолжительность и качество жизни связаны с оптимизмом и жизнерадостностью.

Слайд 6

Например,  вместо пустых переживаний типа  «За что мне такое несчастье?» , «Почему я на уроке «самый плохой»?», «Я виноват в том, что мама и папа ссорятся» следует постараться помочь ребенку переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, для того, чтобы все было хорошо?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?». Найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направить туда его внимание, время и энергию.

Для этого в школе созданы объединения дополнительного образования разного направления(кружки), внеурочная деятельность, вовлечение в общественные дела, внеклассные мероприятия и др.

Ежегодно в школе осуществляется мониторинг занятости обучающихся во внеурочной деятельности.

В этом 2016-2017 учебном году показатели увеличились значительно.                Слайд 7

 В декабре 2016 г. мы провели мониторинг по  деятельности педагогов и классных руководителей  в плане создания комфортной среды для учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Классные руководители ведут диагностическую работу по исследованию своего классного коллектива и доводят результаты до всего педагогического состава на педагогических советах, методических объединениях, совещаниях.

В основном такая работа проводится ими  путем наблюдение, опросов, анкетирования, тестирований и пр. Помощь в осуществлении такой деятельности предоставляется психологом школы и социальным педагогом.

Слайд 8

Хороший результат приносят  лектории для педагогов и родителей  с целью  углубление психологических знаний. Сейчас уже классные руководители владеют достаточными средствами и запасом знаний для того, чтобы дать возможность родителям ознакомиться с основными понятиями детской и подростковой психологии, помочь им применить знания на практике, при общении со своими детьми.

Слайд 9

Для того, чтобы помочь  учащимся задуматься, изменить или пересмотреть свои установки,  проводятся встречи с интересными людьми разных профессий. Особенно привлекательны для детей профессии, связанные с проявлением мужества, героизма(сотрудники МЧС, полиции, шефы-десантники), милосердия(врачи, работники социальной службы, волонтеры)

                                                        Слайд 10

Для снятия напряжения, нервной обстановки в классном коллективе педагог –психолог и социальный педагог регулярно проводят психологические тренинги, ролевые игры для детей. Своеобразными энергонизаторами для обучающихся являются физкультминутки на уроках, подвижные игры,  спортивные соревнования  на уроках физкультуры и на занятиях спортивных кружков по футболу и волейболу.  В этом году функционируют бесплатные кружки  хореографии, вокала, прикладного творчества  для разного возраста детей, где  после уроков можно снять напряжение и дискомфорт после непростого  учебного дня.

Несколько учащихся старших классов, желающих связать дальнейшую жизнь с психологией, получают консультации  у    педагога-психолога, занимаются с младшими школьниками, проводят  своеобразные медиации по разрешению конфликтов среди детей и подростков, тренинги, игры по снятию психологического дискомфорта (агрессии или зажатости).  

2.Формирование  АНТИСУИЦИДАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ личности подростка.

Семья во многом определяет круг  интересов ребенка, его потребностей, взглядов и ценностей. Поэтому работа с семьей  - важнейшая составная часть профилактики суицида.

Направления работы с родителями по профилактике суицида в школе

- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей (ознакомление  с основами теоретических психологических знаний) 1 раз в месяц на родительских всеобучах, постоянно на родительских собраниях и путем индивидуальных консультаций с педагогом-психологом, классным руководителем. Важно  сформировать у родителей потребность в самообразовании.

- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

                                                     Слайд 11

Профилактическая работа по устранению суицидальных намерений  строится совместно со всеми участниками образовательного процесса.

                                                     

                                       Слайд 12-16                

 

                                  СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ

Работа с обучающимися

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1

Выявление и поддержка несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

в течение года

Кл.руководители,

соц. педагог

2

Составление базы данных по социально- неблагополучным семьям, семьям, требующим особого внимания

Сентябрь-октябрь

соц. педагог

3

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска или оказавшимися на этой грани

в течение года

соц. педагог

педагог-психолог

4

Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей, а также неполных семей и требующих особого педагогического внимания

в течение года

соц. педагог

5

 Работа по профилактике конфликтных ситуаций: ребенок-ребенок; ребенок-педагог; ребенок-родители (беседы с привлечением психолога, соц.педагога, тренинги, медиативные занятия, предложение по совместной деятельности конфликтных сторон)

в течение года

Зам.директора по ВР

Психолог

Соц.педагог

6

Психолого-педагогические беседы для классных часов (примерные темы)

Мое хорошее настроение (1 -4 кл.)

Профилактика курения, алкоголизма и т.д. (5-11 кл)

Как научиться жить без драк (3-4 кл)

Как быть бодрым и здоровым (4-6 кл)

Поговорим о толерантности (1-11 классы)

Как преодолеть страхи тревогу (5-8 класс)

Способы решения конфликтов с родителями (7-10 кл.)

Стресс в жизни человека. Способы борьбы  с ним( 8-11 кл.)

 «Как сказать Нет!» ( (6-8 кл.)

Не сломай свою судьбу! Подросток и наркомания. (8-9 кл)

 

в течение года

 

 

 

соц. педагог

кл. руководители

 

7

Психолого-педагогическая поддержка обучающихся к выпускным экзаменам (тренинги, беседы, индивидуальные консультации 9 -11кл)

постоянно

Администрация. Педагоги, педагог-психолог, соц.педагог

8

Новая акция - Сбор материала (рассказы, стихи, фотографии, рисунки) для сборника «Мгновения счастья»

(девиз: Пусть хорошее запоминается чаще, чем плохое!)

С января 2017г.

Зам.директора по ВР

педагог-психолог, соц.педагог

кл.руководители, педагоги

9

Ежегодная акция в декабре «Подари свою улыбку!»

декабрь

Зам.директора по ВР

10

Диспут для подростков( 9-11 кл.)« Мой выбор и успех в жизни»

март

соц. педагог, заместитель директора по ВР

   Работа с  педагогами

1

 Обсуждение «Педагогические приёмы создания ситуации  успеха»

На педсовете

заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР

педагоги

2

Лектории: «Понятие о суициде. Как бороться»

«Причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников»

«Профилактика конфликтных ситуаций: ребенок-ребенок, ребенок-учитель и работа с ними»

На методическом совете

На совещаниии

Соц.педагог

психолог

3

МО классных руководителей «Психологический климат в классе»

 1 р. в год

заместитель директора по ВР

психолог

соц.педагог

4

«Методы разрешения педагогических конфликтов»

Апрель

На педсовете

заместитель директора по ВР

психолог

                Работа с родителями

1

Родительский лекторий:

Наши ошибки в воспитании детей.

Шаги общения.

Психологические особенности периода адаптации (о формах родительской помощи и поддержки)

Тревожность и её влияние на развитие личности ребенка

Трудный возраст

Что такое суицид и как с ним бороться. (4-11 кл)

Опасный возраст, опасные увлечения.

Опасность в интернете для наших детей.

Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества.

Как помочь ребенку справиться со стрессом.

по плану 1 раз в месяц,

по запросу кл.руководителя или родителей

кл. руководители,

заместитель директора по ВР,

соц. педагог

психолог

 

 

2

Индивидуальные консультации для родителей

по запросу

Психолог,      

соц. педагог, кл.руководители

3

Размещение информации для родителей  на школьном стенде психологической службы в рубрике «Советы психолога».

 

регулярно

Психолог,      

соц. педагог

4

Разработка рекомендации, памяток и буклетов для родителей: «Как не допустить суицид у подростков?», «Индикаторы суицидального риска», «Причины появления кризисных состояний», «Как разговаривать с подростком?», «Подростки и суицид». Вся  необходимая информация регулярно размещалась на школьном стенде в рубрике «Советы психолога».

 

в течение учебного года, по необходимости в индивидуальном  порядке

Психолог,      

соц. педагог, заместитель директора по ВР

Слайд 17    Сферы диагностики

Учащиеся

1

Исследование социального статуса

ежегодно

кл. руководитель

2

Исследование уровня адаптации

по плану

соц. педагог, психолог

3

Исследование уровня тревожности

по плану

кл. руководители

психолог

4

Исследование с целью выявления признаков суицидной направленности (агрессия, чувство вины, потерянности, депрессии)

по запросу

кл. руководители

5

Склонность к девиантному поведению

По запросу кл. руководителей, родителей, учителей

соц. педагог, психолог

Слайд 18-20  Формирование стрессоустойчивости, позитива

1

Воспитательные мероприятия «Мы разные, но все мы – вместе!» в рамках недели толерантности - для 1-4, 5-7 классов(конкурсы рисунков, акции, игры) 

ноябрь

заместитель директора по ВР

психолог

соц. педагог

2

Занятия по повышению своей самооценки «Как стать интересным и нужным»

 

По заказу, индивидуально и в маленькой группе

соц.педагог

психолог

3

Тренинг уверенности (для 9,11 кл.)

апрель

заместитель директора по ВР

психолог

соц.педагог

4

Привлечение неуверенных в себе, закомплексованных, нерешительных учащихся к участию в публичных выступлениях, конкурсах разного уровня и направленности. Создание ситуации успеха для таких детей и подростков.

Постоянно

заместитель директора по ВР

кл.руководители

педагоги

             Слайд 21 Спасибо за внимание!

Методический материал:

  1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
  2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
  3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
  4. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
  5. Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
  6. Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
  7. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
  8. Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
  9. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
  10. Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
  11. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
  12. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба с ними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
  13. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
  14. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.
  15. Электронный вариант журнала «Школьный психолог» (ШП) http://psy.1september.ru/index.php?year=2005&num=02

 

 

 


04.02.2016г. МЦФЭР образование. Участие в вебинаре "ФГОС ДО:стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства"


Участник конференции "противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде" Сертификат Совета министров РК "Российский университет правосудия" сентябрь 2017г.



    Приветствуем вас на новом сайте!

    Дорогие ученики, учителя, родители и все, кто так или иначе связан с
    МБОУ "СОШ № 27" г. Симферополя !
    Спешим сообщить вам, что с 2015 года создается новый  сайт нашей школы. Мы надеемся, что  при вашей поддержке и участии мы сможем сделать его интересным, доступным и информативным. Верим, что сайт поможет вам лучше узнать нашу школу и полюбить её так же, как её любим мы!

    Заходите к нам, узнавайте новости, оставляйте комментарии, смотрите фотографии. Будьте в курсе школьной жизни!

    Старый сайт по адресу http://school27.krimedu.ru с 2015 года не функционирует

    Электронный журнал нашей шкоы


    Телефон доверия

    Круглосуточно на базе ГКУ "Крымский республиканский центр социальной службы для семьи, детей и молодежи" работает Служба детского телефона доверия Позвонить можно с любого стационарного или мобильного телефона бесплатно. Детский телефон доверия +7 978 000 07 38 При звонке на этот номер дети, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь. Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что можно получить психологическую помощь анонимно и бесплатно и тайна обращения гарантируется. Если вы попали в сложную ситуацию, столкнулись с невозможностью решить какие-либо проблемы в семейных отношениях или отношениях со сверстниками, стали жертвой физического, сексуального или психологического насилия, не держите все в себе! Всего один звонок на единый детский телефон доверия +7 978 000 07 38 – и вы получите консультацию со стороны квалифицированного специалиста, который подскажет, что нужно делать в вашей ситуации, поможет снять психическое напряжение и окажет психологическую помощь по любому вопросу.

    .Сайт музея-квартиры В.Ф. Маргелова


    "Ребёнок в опасности"

    В целях профилактики, выявления и пресечения противоправных действий в отношении детей и оперативного реагирования на обращения по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым установлена круглосуточная «горячая» телефонная линия «Ребёнок в опасности»:

    +7-978-909-1111 (мобильный),
    123 (короткий номер),
    8(3652) 500 – 760 (стационарный).
    (За ложный вызов предусмотрена ответственность)

    Граждане, обладающие информацией о том, что несовершеннолетний стал жертвой преступления, могут позвонить на телефон «Ребенок в опасности». Телефонная линия «Ребенок в опасности» является средством прямой связи граждан с органами Следственного комитета Российской Федерации для сообщения информации о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяний в отношении несовершеннолетних.
    Обращения, поступившие по телефонной линии «Ребенок в опасности», рассматриваются в соответствии с федеральным законодательством и организационно-распорядительными документами Следственного комитета Российской Федерации в работе с обращениями.

    Внимание, выпускники!

    Внимание, выпускники! При поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации запущено мобильное приложение «Поступай правильно». Новый сервис обеспечит доступ всех желающих к информации о вузах России, которые ведут набор студентов. Подробнее о сервисе - в боковом разделе "ГИА, ЕГЭ"


    © 2015
    Веб-офис - система управления сайтомредактировать содержание сайта
    Адрес: 295026, ул. Семашко, 15, г.Симферополь, Республика Крым
    Телефон: +38(0652) - 22- 14 - 58
    E-mail: oh_27@mail.ru